Школьная служба примирения (ШСП) - эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам медиативного подхода.
Миссия школьной службы примирения — развить и закрепить как культурную традицию способность людей к взаимопониманию.
Цель школьной службы примирения - развитие в образовательных учреждениях восстановительного способа реагирования на конфликты и правонарушения, формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.
Данная цель достигается путем реализации следующих направлений деятельности:
- создание безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки;
- воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, в основе которого лежит признание ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности, принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов (но не в ущерб чужим интересам);
- повышение «качества жизни» всех субъектов образовательного процесса с помощью медиативного подхода, основывающегося на позитивном общении, уважении, открытости, доброжелательности, взаимном принятии как внутри групп взрослых и обучающихся, так и между этими группами.
При реализации цели необходимо решение следующих задач:
- снижение конфликтности в образовательном учреждении за счет обучения взрослых основам процедуры разрешения споров и формирования «групп равных» среди обучающихся 7-11 классов, обучая их умению разрешать конфликты с помощью медиативного подхода. Это позволяет взрослым оперативно и эффективно разрешать разнонаправленные конфликты с участием родителей, обучающихся, педагогов, администрации, а обучающимся – оказывать содействие своим сверстникам в сложных ситуациях и выступать посредниками при разрешении конфликтов в среде ровесников;
- профилактика агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди обучающихся;
- профилактика преступности среди несовершеннолетних;
- создание условий для снижения количества межкультурных, межэтнических, межконфессиональных конфликтов;
- координация усилий семьи и педагогов с целью предотвращения неблагоприятных «сценариев» развития обучающихся, особенно в критические периоды, одним из которых является подростковый;
- повышение и сохранение профессиональной компетентности, профилактика профессиональной деформации педагогов, что достигается благодаря эффективному использованию временных, эмоциональных и человеческих ресурсов в целом.
В Тверской области прошел региональный конкурс среди обучающихся на создание информационной продукции о недопустимости буллинга и деятельности школьной службы медиации (примирения) «Тверская область против буллинга».
По итогам конкурса определены победители и призеры, ролики которых можно посмотреть по ссылке:
- https://cloud.mail.ru/public/SkCE/ZmWhqM9cm
- https://cloud.mail.ru/public/HJys/rd3UCUHba
- https://cloud.mail.ru/public/Ck91/jUMowdDnP
- https://cloud.mail.ru/public/YWRH/256DCH2Lk
- https://cloud.mail.ru/public/Nn5S/NC9ojUrJp
- https://cloud.mail.ru/public/CvfD/ND7q3oXiL
- https://cloud.mail.ru/public/4PGi/MLEg7JHmR
- https://cloud.mail.ru/public/WSKN/zMzbhy9kz
- https://cloud.mail.ru/public/3F6M/Y96sZTq1y
- https://cloud.mail.ru/public/AZKn/3UYneYF5y
- https://cloud.mail.ru/public/qVot/fdeJUk8A4
- Организация деятельности школьных служб примирения
- Порядок работы школьной службы примирения
- Порядок создания и поддержки школьной службы примирения